adomatic

Categories:

Трудности дубляжа - "Матрица: перезагрузка", часть десятая (заумная)

Из-за ограничения на число символов я не смог даже вместить всю сцену с Архитектором в один пост, пришлось разрезать. Что ж, едем дальше. Архитектор говорит:

"Короче, смотри: представь, что я тебе даю выбор - или спасти всё человечество, или спасти свою бабу"
"Короче, смотри: представь, что я тебе даю выбор - или спасти всё человечество, или спасти свою бабу"
"- Что бы ты выбрал? - Что за вопрос? Человечество надо спасать, конечно!"
"- Что бы ты выбрал? - Что за вопрос? Человечество надо спасать, конечно!"

Я изучил вашу историю и внёс изменения, точнее отразив постоянную изменчивость человеческих пороков.

При чём тут изменчивость? Он не изменчивость хотел отразить, а сами пороки:

Поэтому я перепроектировал её (Матрицу), основываясь на вашей истории, чтобы точнее отразить разнообразные абсурдности/нелепости вашей природы.

Однако снова последовал «эпик фейл». Тут Архитектор понял, что он просто слишком умный:

"Вот дурачок... Так мы тебя никому не продадим. С таким выбором тебе ни один продюсер денег не даст"
"Вот дурачок... Так мы тебя никому не продадим. С таким выбором тебе ни один продюсер денег не даст"
"Смотри, я тебе сейчас объясню коротенько, как сценарии пишутся, чтоб ты понимал"
"Смотри, я тебе сейчас объясню коротенько, как сценарии пишутся, чтоб ты понимал"
"В общем, если у тебя любовь, то надо всегда и везде выбирать любовь. Любовь всё оправдывает"
"В общем, если у тебя любовь, то надо всегда и везде выбирать любовь. Любовь всё оправдывает"

Я пришёл к выводу, что виной всему мой интеллект, а возможно, моё чрезмерное стремление ко всему гармоничному.

В целом верно, но немного навыворот. В переводе его фразу можно понять так, что ему, мол, надо измениться — не так сильно стремиться ко всему гармоничному, например. Но нет, он меняться не собирается (а может, не умеет просто). Он намекает, что за эту проблему должен был взяться кто-то другой:

Я пришёл к пониманию, что ответ ускользал от меня, поскольку требовал меньшего ума. Или, возможно, ума, не столь привязанного к параметрам совершенства.
"Ты можешь вести себя как полная скотина, но зритель скажет: это потому, что у него любовь! И всё"
"Ты можешь вести себя как полная скотина, но зритель скажет: это потому, что у него любовь! И всё"
"- Но она же всё равно умрёт... - Любовь! - Зион вымрет... - У вас любовь! - Да что за бред! - Я сказал, любовь!"
"- Но она же всё равно умрёт... - Любовь! - Зион вымрет... - У вас любовь! - Да что за бред! - Я сказал, любовь!"

Найти решение мне помогла программа интуитивного типа, специально созданная для изучения определённых сторон человеческой души.

Ну уж вряд ли Архитектор верит в существование человеческой души. «Psyche» — это здесь «психика». Итак, Пифию сперва создали просто для изучения людей, но потом так вышло, что она смогла предложить решение для устройства всей Матрицы:

Таким образом, на ответ наткнулась другая, интуитивная программа, первоначально созданная, чтобы исследовать некоторые стороны человеческой психики.
"Ну выполнишь ты свой долг перед отечеством... Кого это волнует? Мы ж не про Вторую Мировую снимаем"
"Ну выполнишь ты свой долг перед отечеством... Кого это волнует? Мы ж не про Вторую Мировую снимаем"
"Там, в принципе, можно и без любви. Хотя всё равно лучше, если будет любовь"
"Там, в принципе, можно и без любви. Хотя всё равно лучше, если будет любовь"
"А тут надо, чтобы девчонки в кинотеатре прям расплакались и сказали: ах, как он её любит!"
"А тут надо, чтобы девчонки в кинотеатре прям расплакались и сказали: ах, как он её любит!"

Суть этой программы в следующем: почти 99 процентов испытуемых принимали правила игры, если им давалось право выбора, несмотря на то, что выбор существовал лишь у них в подсознании.

(в английских субтитрах бывают пропущены некоторые слова — например, там говорится «nearly 99 percent»)

Интересно, как можно дать право лишь в подсознании? И о каких именно правилах игры он говорит? Звучит так, будто люди понимают, что Матрица не настоящая, но соглашаются себя вести «по правилам». Речь же о том, что люди верят в реальность Матрицы, если дать им хотя бы подсознательно почувствовать, что они свободны что-то выбирать:

Так вот, она наткнулась на решение, при котором почти 99 процентов подопытных соглашались/верили в программу, пока им предоставляли выбор, даже если они осознавали выбор лишь на бессознательном уровне.
"Дайте мне любовь, хоть какую-нибудь, хоть к кому-нибудь - я из неё сюжет на несколько фильмов раскручу"
"Дайте мне любовь, хоть какую-нибудь, хоть к кому-нибудь - я из неё сюжет на несколько фильмов раскручу"
"Необязательно даже к человеку. Вот, например, представь, что у тебя была собачка, ты её любил..."
"Необязательно даже к человеку. Вот, например, представь, что у тебя была собачка, ты её любил..."
"А потом её убили, и ты три фильма подряд за неё мстишь. Кстати, а это идея... как-нибудь попробуем"
"А потом её убили, и ты три фильма подряд за неё мстишь. Кстати, а это идея... как-нибудь попробуем"

Новый алгоритм содержал в себе фундаментальный дефект, и он привёл к возникновению нового системного противоречия, что могло угрожать существованию системы.

Если новый алгоритм такой кругом страшный, то зачем было его принимать? Хоть бы упомянули, что в целом-то он работал. И, кстати, где опять «аномалия»? Куда её подевали?

Это решение, хотя и работало, имело очевидный фундаментальный изъян, создавая противоречивую в остальном системную аномалию, которая без присмотра могла угрожать самой системе.

Решение работало на 99 процентов, а на один процент не работало. По сравнению с предыдущими версиями, созданными без Пифии, которые не работали на все сто процентов, это бесспорный прогресс. Но и тут не все люди верили в реальность Матрицы:

"А за то, что все вымрут, ты не переживай. Я уже всё разрулил. Любовь всех спасёт"
"А за то, что все вымрут, ты не переживай. Я уже всё разрулил. Любовь всех спасёт"
"Там уже и у программ друг с другом будет любовь. Я, может, ещё между машинами любовь добавлю"
"Там уже и у программ друг с другом будет любовь. Я, может, ещё между машинами любовь добавлю"

То есть те, кто всё-таки не поверил программе — правда, их было меньшинство — могли бы, пусти я дело на самотёк, привести их к катастрофе.

Фраза криво построена и вдобавок местами невнятно произносится (потому что опять плохо уложено, и надо читать быстро). Мне вообще долгое время слышалось «пустя дело на самотёк», и только замедлив воспроизведение, я расслышал там «пусти я», то есть «если бы я пустил».

То есть те, кто отвергал программу, пускай и в меньшинстве, без присмотра породили бы всё возрастающую вероятность катастрофы.

Находились те, кто, как Нео, «всегда думал, что мир не в порядке — странная мысль, но её не отогнать...» и так далее из первого фильма. Если бы таких людей накопилось достаточно много, они могли бы натворить в Матрице бед, поэтому с ними надо было что-то делать.

"Да не люблю я её на самом деле... Это она решила, что меня любит. И то потому, что Пифия ей наговорила"
"Да не люблю я её на самом деле... Это она решила, что меня любит. И то потому, что Пифия ей наговорила"

Дерьмо.

Архитектор говорит Нео, что Зион будет разрушен, а Нео ему «дерьмо». Потом Архитектор отвечает, что отрицать его слова естественно, но глупо. Однако в слове «дерьмо» не видно отрицания (скорее наоборот, признание, что дело плохо). А вот в слове «буллшит» отрицание есть, потому что оно означает «бред» или «чушь». В принципе, в русском «дерьмо» тоже может означать что-то подобное, но тогда к нему надо прибавить слово «собачье». Вот почему-то вместе, вдвоём, они дают такой неожиданный смысловой эффект (как, собственно, и «bullshit», ведь это тоже составное слово — только тут оно не «собачье», а «бычье»).

"Хоспади... Ну изобрази ты любовь, потерпи её пока. Я придумаю, куда её потом деть, не переживай"
"Хоспади... Ну изобрази ты любовь, потерпи её пока. Я придумаю, куда её потом деть, не переживай"
"Короче: миллиарды людей в Матрице и весь Зион идут нахрен, ты любишь Тринити. Просто и гениально"
"Короче: миллиарды людей в Матрице и весь Зион идут нахрен, ты любишь Тринити. Просто и гениально"

Можешь мне поверить, мы будем уничтожать его уже в шестой раз, и помешать нам никто не способен.

Здесь слегка упростили. Он с насмешкой говорит Нео, что они «попрактиковались» в уничтожении Зиона достаточно:

Но не сомневайся, он будет уничтожен нами в шестой раз, и мы стали чрезвычайно умелыми в этом деле.
"Ты, между прочим, сейчас входишь в историю. Тебя ещё пятьдесят лет спустя вспоминать будут"
"Ты, между прочим, сейчас входишь в историю. Тебя ещё пятьдесят лет спустя вспоминать будут"
"Будут цитировать, будут глубокий смысл искать в сюжете, в диалогах, философию какую-то"
"Будут цитировать, будут глубокий смысл искать в сюжете, в диалогах, философию какую-то"
"- Мемасиков с тобой наделают... - А это что? - Ну, это... в общем... трудно объяснить, сам потом увидишь"
"- Мемасиков с тобой наделают... - А это что? - Ну, это... в общем... трудно объяснить, сам потом увидишь"

Задача избранного — вернуться к Источнику, на время ввести в систему свой программный код и запустить загрузочную программу.

«Вернуться к источнику» — да. «На время ввести» — почему на время? Это как вообще? Ввести, а потом стереть, что ли? Код как раз нужен навсегда, а не на время. И речь не о «своём программном коде». Он же не программа. Речь о том, что он несёт с собой некоторый код. И снова разъяснение, что это означает, будет чуть ниже. Осталось немного.

Функция/назначение избранного — вернуться к Источнику, позволив распространить имеющийся у тебя код, и перезапустить исходную программу.

Дальше идёт про то, что нужно отобрать людей для нового Зиона, а если отказаться, то всем крышка. И вот:

"Это что же, у меня и фанаты есть?"
"Это что же, у меня и фанаты есть?"
"Я тебе больше скажу: у тебя ещё и фанатки есть"
"Я тебе больше скажу: у тебя ещё и фанатки есть"

— Ты не можешь этого допустить. Потому что без людей вам не выжить. — Мы готовы примириться с определёнными жертвами.

Если без людей машинам было бы совсем не выжить, то ответ Архитектора звучит странно, как будто он не возражает Нео и готов примириться с самоубийством. На самом деле он намекает, что без людей, конечно, будет тяжко, но не смертельно:

— Вы этого не допустите, не сможете. Вам нужны люди, чтобы выжить.
— Есть уровни выживаемости, с которыми мы готовы смириться.
"Вот, смотри, сколько их. Ты прямо суперзвезда, мировая знаменитость"
"Вот, смотри, сколько их. Ты прямо суперзвезда, мировая знаменитость"
"А дальше - больше. Тебя реально начнут сравнивать с мессией"
"А дальше - больше. Тебя реально начнут сравнивать с мессией"
"Ты будешь лучом света в тёмном царстве безумия... ну ладно, это я уже загнул"
"Ты будешь лучом света в тёмном царстве безумия... ну ладно, это я уже загнул"

Пять твоих предшественников были намеренно запрограммированы схожим образом, что определило возникновение чувства глубокой привязанности к другим представителям вашего вида и помогло им исполнить функцию избранных.

«Намеренно запрограммированы»? На этом месте те, кого ещё не усыпило невнятное старческое бормотание Архитектора (я про дубляж — в оригинале там, как я уже говорил, разительный контраст), могут подумать «что за хрень» и будут, в общем-то, правы. Хотя он здесь даже в оригинале выражается совершенно нечеловеческим образом, и расшифровать именно эту фразу не так-то просто (я видел, как кто-то на языковом форуме спросил, что значит «contingent affirmation», и ему на родном английском ответили, что это попросту бессмысленное словоблудие), но мы попробуем:

Пять твоих предшественников опирались, как и задумано, на похожее утверждение («готов ли ты взять ответственность за каждого человека на свете» — одна из предыдущих фраз), условное ободрение, призванное создать глубокую привязанность к человеческому роду, что облегчило задачу избранного.

И тут пора подвести некий итог, потому что самое важное уже сказано. Надо признаться, я воспользовался помощью «матричной» Вики — точнее, её английской версией, ибо у русской версии дела с разъяснением чего бы то ни было обстоят плачевно:

Страницы с описанием избранного и его роли на английском... и на русском
Страницы с описанием избранного и его роли на английском... и на русском

Так вот, суть сказанного Архитектором состоит в следующем. Прошивка Матрицы, созданная им и доработанная Пифией, обеспечивает полное принятие почти у всех людей. Только какая-то небольшая часть населения начинает смутно подозревать, что с миром, где они живут, что-то не то. При старте очередной версии Матрицы таких людей сперва нет совсем, но постепенно они появляются («аномалии»). Их поведение и реакции записываются. Какие-то из них освобождаются повстанцами в Зионе и тем самым удаляются из Матрицы, но всех достать не успевают. Когда аномалий накапливается достаточно много, чтобы представлять угрозу для стабильности Матрицы, к случайному человеку из них «прикрепляют», подобно файлу в письме, всю записанную информацию («интегральная» или «суммарная аномалия»). Посредством Пифии этот человек убеждается в своей роли «избранного», после чего ему открывают доступ к «расширенным функциям» (необыкновенная сила и ловкость, умение видеть исходный код, умение летать), призванным ещё больше убедить его и других людей, а также облегчить дорогу к Источнику (возможно, он представляет собой попросту хранилище исходных кодов («source code») всех программ). Избранный по указаниям Пифии добирается до Источника и, узнав страшную правду, сливает туда всю записанную информацию (по-видимому, он должен добровольно сделать такой выбор, иначе ничего не сработает). После этого Матрица перезагружается с обновлёнными данными (чтобы «обнулить» число аномалий — все причины их неверия в Матрицу учтены, теперь они живут счастливо), а Зион «очищается» и заселяется заново при помощи избранного. В конце концов избранный, так и не открыв никому страшной правды, умирает от старости, в Зионе о нём слагают легенды, в Матрице начинают появляться новые аномалии (потому что все нюансы человеческого восприятия учесть невозможно), и цикл начинается заново. Фух...

Продолжение здесь.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.