adomatic

Categories:

Трудности дубляжа - "Матрица: революция", часть третья

Мы идём дальше. Нео хочет повидаться с Пифией, чтобы сказать ей пару не очень ласковых слов. Она сразу видит наступившие в нём перемены, ведь раньше он:

Смит уже захватил почти всю Матрицу, но ни Нео, ни остальные ни о чём не подозревают - город как город
Смит уже захватил почти всю Матрицу, но ни Нео, ни остальные ни о чём не подозревают - город как город

Дёргался, как жук в мае. А сейчас вон ты какой.

Хм... Казалось бы, я должен придраться к тому, почему июнь («June») переводится как май, но нет. «June bug», как ни странно, переводится как «майский жук». Вернее, там целое семейство жуков, среди них есть майские, есть июньские... В общем, неважно. Что мне здесь непонятно, так это выражение «жук в мае». Зачем оно здесь вместо «майского жука»? Что мешало сказать «дёргался, как майский жук» (вернее, «пугливый, как»)? «Майский жук» — это конкретный вид с конкретными повадками. А «жук в мае» — это что такое?

Сераф с Сати, между прочим, даже из дома выйти из-за Смита не смог. А ведь он ушёл сразу после Нео!
Сераф с Сати, между прочим, даже из дома выйти из-за Смита не смог. А ведь он ушёл сразу после Нео!
Значит, там целая толпа Смитов на подходе к дому, тысячи их. Как Нео ни на одного не нарвался?
Значит, там целая толпа Смитов на подходе к дому, тысячи их. Как Нео ни на одного не нарвался?

— Не знаете или помалкиваете?
— Никто не знает, что будет после того, как человек сделает выбор, не поняв, из чего пришлось выбирать.

Нет-нет, подождите. Вы ведь уже переводили эту фразу, помните?

Во втором фильме драка со Смитом была совершенно ненужной, но здесь она должна быть неизбежной
Во втором фильме драка со Смитом была совершенно ненужной, но здесь она должна быть неизбежной

Как она там тогда у вас сказала... «Любая история может иметь два финала». Вот! И здесь надо было так же! «Я ведь говорила тебе, любая история может иметь два финала, любая-прелюбая» — ну, чем плохо? Ах, бред какой-то получился? Так ведь и там тоже...

Пифия говорит Нео, что не знает, чем всё кончится, потому что:

— Не знаете или не скажете?
— Я уже говорила, никто не видит последствия того выбора, который не понимает. Вообще никто.

Говоря «вообще никто», она намекает на себя. Она не знает, чем всё закончится, потому что сама сейчас, будучи в чрезвычайной ситуации, вынуждена делать выбор, который ей не вполне понятен. Поэтому писать «человек сделает выбор» здесь не вполне верно. Что речь про неё, становится понятно дальше, в следующей же фразе:

Интересно, почему Пифия, вторая по важности программа в Матрице после Архитектора, рискует погибнуть...
Интересно, почему Пифия, вторая по важности программа в Матрице после Архитектора, рискует погибнуть...
...в то время как сам Архитектор восседает в полной безопасности за семью печатями. Почему она не у него?
...в то время как сам Архитектор восседает в полной безопасности за семью печатями. Почему она не у него?

— Какой выбор?
— Неважно. Сейчас моя очередь. Я тоже буду делать свой выбор, как ты свой.

То есть что напрашивается в переводе? Вот если пересказать эти фразы простыми словами:

— Чем всё закончится?
— Не знаю.
— Почему не знаете?
— Потому что ты наделал выборов, которых не понимаешь.
— Это какие такие выборы я наделал?
— Не скажу. Забей. Лучше я тоже наделаю. Что я, хуже тебя, что ли?

Ох и вредная тётка... Третий фильм подряд голову парню морочит. Кругом уже вся Матрица по швам трещит, а ей лишь бы поумничать. Неудивительно, что зрители потом ничего не понимают. Ещё раз, как на самом деле выглядит эта фраза вместе с предыдущими:

— Не знаете или не скажете?
— Я уже говорила, никто не видит последствия того выбора, который не понимает. Вообще никто.
— Какого выбора?
— Неважно. Моего выбора. Мне тоже нужно его делать, как и тебе.

Вот теперь понятно, что она ему разъясняет: «Ты не подумай, что я вредничаю и недоговариваю. Дело не в тебе, дело во мне — я правда не знаю».

О каком же выборе она говорит? Судя по тому, что сразу после этого разговора её захватывает Смит, её выбор — это остаться и не сопротивляться Смиту, позволить ему делать то, что он хочет. Она знает, что после этого в Матрице начнётся полный дурдом, и машины могут оказаться вынуждены прибегнуть к помощи Нео, чтобы её починить. А Нео сможет диктовать им свои условия. Конечно, она не знает, чем тут всё закончится — случай беспрецедентный.

Хотя да, она же, видимо, сама предпочла остаться... Не хотела бы - гуляла бы с Серафом по "чёрным ходам"
Хотя да, она же, видимо, сама предпочла остаться... Не хотела бы - гуляла бы с Серафом по "чёрным ходам"
А если бы она немного не рассчитала время, и Смит заявился бы прямо сейчас? Нео бы не поздоровилось
А если бы она немного не рассчитала время, и Смит заявился бы прямо сейчас? Нео бы не поздоровилось

Сила избранного действует не только в этом мире, но и повсюду вплоть до того места, откуда она происходит.

Ну уж впрямь «повсюду»... Там говорится «отсюда и до...» Хотя в первоначальной версии сценария и так могло быть. Ну там, Зион — это ещё один уровень Матрицы, реальный мир тоже нереален и так далее. И осознание полной безнадёжности в конце — что люди угодили в лабиринт, откуда нет выхода. Но голливудские продюсеры не одобрили такое безобразие, в результате чего мы имеем эпичную битву героя со злодеем и хэппи-энд, как обычно. Нельзя сказать, что Голливуду всегда было чуждо всё, что не вписывается в простые каноны — снималось же там когда-то вот это, например:

"Похоже, твоя рука ошиблась торсом, дружок-пирожок" (фильм "Cruising")
"Похоже, твоя рука ошиблась торсом, дружок-пирожок" (фильм "Cruising")

Просто, как оказалось, «независимое кино» обычно плохо окупается, а продюсерам не нравится, когда вложенные ими деньги не приносят прибыль. Поэтому они предпочитают простые и проверенные решения.

Ах да, так что имелось в виду... Если реальный мир — это всё же «настоящий» реальный мир, а не ещё один уровень Матрицы, то остаётся предположить, что избранный имеет некие способности в реальном мире, потому что машины предоставляют ему некий «вай-фай», через который транслируют всякие картинки прямо в его голову и позволяют ему отдавать некоторые команды. Не очень правдоподобная трактовка, но другой нет.

Ладно, Пифии всё равно, что с ней случится. Но вот своего любимца-избранного она почему-то не бережёт
Ладно, Пифии всё равно, что с ней случится. Но вот своего любимца-избранного она почему-то не бережёт
Учитывая, что это может быть единственная возможность закончить войну, ей стоило быть с ним аккуратнее
Учитывая, что это может быть единственная возможность закончить войну, ей стоило быть с ним аккуратнее

Сейчас, подождите немного — будет лучше, если я выложу весь этот кусок целиком.

Кстати, сами агенты уже давно сообразили, что Смит что-то разошёлся. Неужели они не могли его сдержать?
Кстати, сами агенты уже давно сообразили, что Смит что-то разошёлся. Неужели они не могли его сдержать?
Захватить каких-нибудь военных на вертолёте с пулемётами... ну как в первом фильме
Захватить каких-нибудь военных на вертолёте с пулемётами... ну как в первом фильме
Летали бы себе над городом и отстреливали диких каба... то есть Смитов
Летали бы себе над городом и отстреливали диких каба... то есть Смитов
Ну а людям бы как-нибудь объяснили потом, наверняка не впервой. "Свет с Венеры вызвал взрыв газа..."
Ну а людям бы как-нибудь объяснили потом, наверняка не впервой. "Свет с Венеры вызвал взрыв газа..."

Перестань. Мы с тобой не можем предвидеть последствия нашего выбора, а он — последствия самого существования выбора.
— Почему?
— Он не в курсе, что значит само понятие «выбор». Для него варианты выбора только в уравнении. Все переменные должны быть определены, по очереди. Такова его цель — сбалансировать уравнение.

Переводчиков опять зашатало на «матчасти», хотя после предыдущих фильмов я ожидал худшего. Текст стал корявый, и не совсем понятно, чем именно занят Архитектор — слишком общие слова. Конечно же, он в курсе, что значит понятие «выбор» — он сам предлагал Нео выбор. Пифия говорит о том, как он подходит к такому понятию:

— Да ладно тебе. Мы с тобой, может, не видим, что повлечёт наш выбор, а он не видит, что повлечёт любой выбор.
— Почему?
— Он не понимает выбора. Не умеет. Для него (чей-то выбор —) это переменная в уравнении. Каждую переменную, по одной, надо найти, а потом уравновесить (чем-то). Вот его цель — сбалансировать уравнение.

Как говорил Архитектор, само наличие выбора приводит к тому, что в Матрице появляются аномалии. Чтобы чей-то выбор не нарушал устойчивость Матрицы, надо предсказать его последствия и как-то скорректировать поведение Матрицы, чтобы их учесть. Сам по себе Архитектор оказался на это не способен — его уравнение постоянно «не сходилось». То есть то, что он рассчитывал в уме, не сходилось с тем, что наблюдалось вживую в Матрице. Последствия выбора «не угадывались». Но вот появилась Пифия, специально призванная, чтобы изучить человеческую психику и...

Отдельные Смиты, правда, могли бы долго скрываться где-нибудь в трущобах или в лесах
Отдельные Смиты, правда, могли бы долго скрываться где-нибудь в трущобах или в лесах
И строить коварные планы по захвату всей Матрицы... Тут можно было бы придумать сюжет на целый фильм
И строить коварные планы по захвату всей Матрицы... Тут можно было бы придумать сюжет на целый фильм

— Ну а какова ваша цель? — Помешать ему.

Штоаааа??? Пифия хочет помешать Архитектору? Вы с дуба рухнули? Я просто напомню, что сам Архитектор говорил во втором фильме:

"Ну да, она мне мешает. Но и помогает тоже. Это ж диалектика. Единство и борьба противоположностей"
"Ну да, она мне мешает. Но и помогает тоже. Это ж диалектика. Единство и борьба противоположностей"

«Найти решение мне помогла программа интуитивного типа...» и так далее. «Меня можно назвать отцом Матрицы, её — матерью». Это же вы переводили! Это ваш текст! Вы собственный перевод уже не помните? Благодаря Пифии и придуманному ей циклу с избранным у Архитектора наконец-то получилось сделать устойчивую Матрицу, которая просуществовала аж несколько столетий. Теперь оказывается, что Пифия против Архитектора работает, мешает ему? «Семён Семёныч, ну что же вы...»

— А ваша цель какая? — Разбалансировать его (уравнение).

Казалось бы, она и впрямь хочет ровно противоположного. Но есть большая разница. Можно сказать, что Архитектор выполняет роль программиста, а Пифия — роль тестировщика. Его цель — создать рабочую программу, её цель — найти в ней ошибки, то есть те случаи, когда она не работает. Ну, или так подобрать данные, чтобы она на этих данных не сработала. Но она это делает не затем, чтобы ему мешать! Наоборот, она ему подсказывает: «Вот я поэкспериментировала тут и тут, нашлись слабые места (уравнение не сходится), поправь их». Он пытается всё поправить так, чтобы сходилось, а она пытается найти новые места, где может не сходиться. «Помешать ему»... Хоть одного настоящего айтишника в консультанты позвали бы, что ли.

"Очень скоро он завладеет секретом моих вкусных печенек"
"Очень скоро он завладеет секретом моих вкусных печенек"

Очень скоро у него хватит могущества, чтобы уничтожить твой мир.

Она говорит про Смита, но почему-то «this world» переведено как «твой мир». Наоборот, речь о том, что сперва он уничтожит «этот мир», то есть Матрицу, а потом пойдёт дальше.

Погодите... Если Матрица насчитывает несколько веков, то что же, у машин не было никакого прогресса?
Погодите... Если Матрица насчитывает несколько веков, то что же, у машин не было никакого прогресса?
Ну, в смысле... Они даже ни разу не попробовали разогнать тучи? Так и не придумали решения?
Ну, в смысле... Они даже ни разу не попробовали разогнать тучи? Так и не придумали решения?

Он — это ты. Твоя противоположность, твой антипод. Результат уравнения, стремившегося к самостоятельному решению.

Наконец, спустя один фильм, нам говорят, что Смит — это злое подобие Нео. Правда, поскольку монолог самого Смита в «Перезагрузке» благополучно запороли, зрителю совершенно непонятно, почему так вышло. Вот просто он стал его противоположностью и всё. И там не совсем «к самостоятельному решению», там «результат уравнения, пытающегося уравновесить/сбалансировать себя». Вообще не факт, что здесь идёт речь о каком-то отдельном уравнении, а не о том же самом, глобальном, которое решает Архитектор и которое пошатнул Нео, когда «разнёс» Смита.

Вы спросите: так почему же Пифия хочет закончить войну и помочь людям? На самом деле людям она помогает постольку поскольку. Её цель — устойчивость Матрицы, а война и постоянные перезагрузки — это неустойчивость и риск, что Матрица вообще разломается, как в самых первых версиях. Она пытается добиться того, чтобы в Матрице не накапливались аномалии — люди, которые подсознательно не верят в Матрицу. И, по-видимому, пришла к выводу, что лучше всего их просто сразу выпускать в реальный мир, то есть дать им свободу и не причинять зла, надеясь, что они точно так же не причинят зла машинам. Во всяком случае, это вариант, который она считает достаточно стоящим, чтобы его попробовать и посмотреть, что будет. Осталось убедить в этом Архитектора и машинное «руководство».

Продолжение здесь.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.